воскресенье, 19 октября 2014
В связи с постами про переименования книг и дореволюционные афиши (в том числе к киносериалам), вспомнила, как когда-то зачитывалась книгой про актеров немого кино, где автор (к сожалению, не помню его имени) ностальгически и любовно вспоминал о блокбастерах времен своего детства.
Больше всего меня впечатлило описание сериала "Тайны Нью-Йорка" с Перл Уайт, показавшееся мне довольно заманчивым и для нынешних времен. Да, собственно, когда люди переставали любить истории о благородных детективах, отважных девицах, таинственных преступных организациях и их загадочных многоликих главарях?
(Насчет переименований - собственно, в оригинале сериал называется "Приключения Элен" (The Exploits of Elaine), а детектив звался вовсе даже Крейг Кеннеди, а не Джустин Кларель, но до России сериал добрался через Францию, и за время пути собака смогла подрасти и обзавестись более заманчивым названием и ласкающим французский слух именем главного героя
).
Цитирую по книжке...В Нью-Йорке орудует преступная банда «Скрюченная рука». Финансисту Тейлору Доджу удается добыть документы, разоблачающие главаря шайки. Имя его и внешность неизвестны: даже среди сообщников он появляется в черном капюшоне. Тейлор Додж убит ночью электрическим током. Его дочь Элен, ее жених, молодой адвокат Перри Беннет, и детектив Джустин Кларель клянутся отомстить за его смерть.
...Главарь «Скрюченной руки», стремясь вернуть компрометирующие документы, проникает ночью (в капюшоне, понятно) в спальню Элен Додж. Он одурманивает её «скополамином» — новейшим средством, вызывающим гипнотическое состояние без последующих воспоминаний. По приказу преступника Элен открывает несгораемый шкаф отца (но документов там не оказывается!) и пишет Кларелю резкое письмо с отказом от его услуг... Детектив, разгадав коварный план, дает девушке противоядие.
...Злоумышленники похищают мисс Додж и помещают ее в железную цистерну на берегу моря: волны прибоя должны затопить пленницу. В последнюю минуту Кларелю удается ее спасти.
...Человек в капюшоне в отсутствие Клареля устанавливает у него в кабинете смертоносный аппарат, соединив пусковое устройство с портретом Элен. Как только Кларель дотронется до портрета, он будет убит! Но детектив спрятал у порога своей комнаты сейсмограф новейшей конструкции. Записи прибора поведали ему о незваном госте. Едва Кларель издали коснулся палкой сдвинутого в сторону портрета, как тотчас он (портрет, а не Кларель) был пронзен множеством пуль!..
Итак, перед нами предстали первые эпизоды фильма: «Скрюченная рука», «Сон без воспоминаний», «Железная темница», «Портрет-убийца».
Четыре новеллы. По две части каждая. Каждую неделю публика ждала новых приключений Элен и Клареля, и названия анонсируемых эпизодов буквально стреляли в прохожих с афиш! «Загадка бирюзовой комнаты», «Кровь за кровь», «Драма на колокольне»... Всего в «Тайнах Нью-Йорка» было двадцать два эпизода — сорок четыре части. <...>
В эпизоде «Загадка бирюзовой комнаты» преступники с помощью подкупленного лакея пропитали обои спальни Элен Додж сильнодействующим ядом. Предупредили: если она не отдаст компрометирующих документов (кстати сказать, она сама не знает, где они спрятаны), ее ждет медленная смерть. Но детектив разгадал адский план, нейтрализовал яд, и девушка поправилась.
В другой новелле - «Кровь за кровь» - злодеи похитили Элен, чтобы перелить ее кровь раненному ею члену шайки. Кларель спас девушку в последнюю минуту.
И вот, в вихре головокружительных приключений мы добираемся до тринадцатого эпизода, которому, казалось бы, суждено было стать последним: Кларель, рассматривая в лупу письма «Скрюченной руки», с изумлением обнаруживает, что оно напечатано на той же машинке, что и личные письма жениха Элен Перри Беннета. Он спешит в контору адвоката и в его отсутствии выстукивает на листке бумаги одну только букву - "Т". Во весь экран появляется многократно повторенная буква «Т» с отбитым краешком. Точно такая же, как в подписи злодея!.. Сомнений нет: «Скрюченная рука» - это Перри Беннет!
Адвокат, застав Клареля за пишущей машинкой, понимает, что игра проиграна. Ему удается бежать и укрыться в подземельях китайского квартала. Но тут он умирает от яда, отравленный бывшими сообщниками, так и не раскрыв тайны: где же спрятаны награбленные им богатства. Конец фильма? О нет! «Человек в маске» — это ведь только тринадцатый этюд, а всего их, как мы знаем, двадцать два. Публика валом валила на приключения Элен Додж и Клареля, и просто нелепо было бы их обрывать. В новых сериях появились преступники — китайцы, а в последних эпизодах (Соединенные Штаты уже вступили в Первую мировую войну) — германские шпионы. Но в конце концов все враги были повержены, и в финале сорок четвертой части мисс Додж и Кларель благополучно сочетались браком!
Жаль, что в кратком изложении пропадает живом дыхание картины. На экране она выглядела если не реалистичнее, то, уж но всяком случае, достовернее. В «Тайнах Нью-Йорка» самые невероятные события происходили в реальных американских городах, на реальных улицах, вокзалах, пароходных пристанях, в квартирах, полицейских участках... Актеры играли в своих повседневных костюмах, точно таких же, какие носили посетители кинотеатров. Автомобили, сегодня похожие на огромные игрушки, аэропланы, напоминающие гигантских стрекоз, приземистые паровозы, извергающие клубы дыма, — все это была привычная реальность. И новейшие по тому времени изобретения, обильно населявшие фильмы Пирл Уайт?! Ныне они, в лучшем случае, стали экспонатами специальных музеев или иллюстрациями в книжках по истории техники. Но полвека назад все эти приборы и аппараты волновали умы людей, как наглядные доказательства успехов цивилизации.(с) По-моему, ничего так.
Я уж и на ютуб слазила в надежде посмотреть хоть несколько отрывочков, но увы - кроме аудиоверсии написанной по мотивам сериала книги ничего не нашлось. Почитать бы где-нибудь хотя бы побольше синопсисов к сериалам, по которым люди сходили с ума сто лет назад.
Правда, конечно, теперь их скорее уж хочется иронически переосмыслить в духе пресловутого "Фантомаса", но есть для меня и особое очарование в этой наивности, старомодности... да и вообще *философски* а так уж далеко сериалы нынешнего времени ушли от старых лекал? Ну, стало меньше условностей, больше натурализма, но если копнуть, так много где свой скополамин и цистерна с девицей в бедствии отыщутся.
@темы:
Кино, вино и домино