Все же, как оказалось, идея перечитать "Питера Пэна" теперь, а не перед началом сезона, была более удачной.

Тогда я все-таки бросила книжку страниц через двадцать, шокированная разницей детских и нынешних впечатлений, а сейчас на одном дыхании книжка читается, только успеваю отыскивать параллели с OUaT, радоваться удачным местам и огорчаться тем, где креаторы не дотянули или все испортили.
Так, во-первых, оказалось, что я зря без конца ругаюсь на бег вокруг единственной кадки с пальмой в Неверленде - это же канон!

Все в Неверленде гонялись по кругу друг за другом: пираты за ЛостБоями, индейцы за пиратами, дикие звери за индейцами, а за дикими зверями полз крокодил и мечтал доесть Крюка. И никто друг друга не догонял, потому что все двигались по кругу с одинаковой скоростью.
Что в голову пришло Кстати, о Крюке. Я с удивлением обнаружила, что капитан Джэс ассоциируется у меня отнюдь не с капитаном Киллианом - а, разумеется, с Румпельштильцхеном.
Ну невозможно было, в очередной раз читая о скорби в глазах капитана, надломе его гордого духа и тяжких вздохах (сначала первом, потом втором, потом третьем), не думать о Румпеле и его драматических упражнениях на бревне! Так что теперь для меня Румпель - еще и сам себе Крюк, и сам себе Крокодил, как Алан Рикман в "Ужасно большом приключении". 
И теперь я окончательно определилась с ответом на вопрос, чего мне не хватает в Киллиане Джонсе - меланхолии, истеричности и внутреннего неоднозначного мира, которые оказались вытеснены чистой физиологией. Книжный Крюк - все же такой байронический, весь такой драма квин (за что тонкую душевную внутренность Крюка и любят изучать во всевозможных фильмах), что, выкинув эти канонические черты характера, креаторы, ИМХО, убрали узнаваемость персонажа.
Самое обидное, что во втором сезоне проблески крючности присутствовали, а в третьем - практически все ушло, хотя столько возможностей было показать именно это!
Еще очень интересно было бы узнать, почему в театральной традиции один актер должен играть роли мистера Дарлинга и капитана Крюка, потому как куда больше параллелей я нашла между мистером Дарлингом и Питером Пэном. (Так сказать, +1 в пользу сериального твиста
). Оба - капризные инфантилы, любят восхищение, весьма поверхностно заботятся о близких, но при этом ревностно относятся к игре в безупречное семейное гнездо. И не случайно ведь и Питер с Венди в Неверленде играют именно в мистера и миссис Дарлинг, с той же расстановкой ролей самовлюбленного отца и самоотверженной матери, причем параллели идут иногда на уровне текста (я, правда, читаю перевод
). А уж когда Питер с надеждой спросил у Венди, что это ведь только игра, и на самом деле ЛостБои не его дети, потому как будь он отцом - он бы таким стариком себя чувствовал, я подавилась сухариком и вновь живо вспомнила Питера-Малькольма. Правда, мистер Дарлинг трусоват, а Питер все же обладает храбростью... поэтому интересно, дадут ли ему в сериале умереть с достоинством.
(Но, собственно, неожиданная параллель с мистером Дарлингом в то же время сделало для меня непонятным поведение сериального Питера в последней серии, когда он в пещере общается с Румпелем с позиции отца. Все же если его превращение в Пэна должно было базироваться на уверенности, что "дети не могут иметь детей", то он, по идее, должен был как раз и дальше дистанцироваться от Малькольма, не влезать в его шкуру. А признать, что у тебя есть взрослый сын и правнук, разве не признать в то же время, что сам себя обманываешь, и никакой ты не мальчик Питер Пэн, а взрослый дяденька, только притворяющийся мальчиком? С другой стороны, книжный Питер не понимал разницы между "взаправду" и "понарошку", так что, может, и сериальный до такой степени потерялся в своей вечной игре?)
Что-то снова та гифка вспомнилась.
Для меня в Крюке самым ужасным было то, что настоящий надлом в нём начинал проявляться только в самые лично для меня неубедительные моменты - когда он начинал об утраченной трулав с Милой вещать. А теперь, когда он окончательно утратил связь с корнями, надел белый плащ и, похоже, снимать не собирается - всё совсем грустно. Зато возможно наиболее обнадёживающая в плане раскрытия внутреннего конфликта часть продолжает оставаться вопиюще, просто вопиюще нераскрытой - это я о прошлом в целом, когда он, по идее, должен был столкнуться с реальностями беззаконной жизни и понять, что тут нельзя рук не замарать, и в частности, разумеется, о том времени, когда он выполнял грязную работу для Питера.
Но это, собственно, не только к нему относится, но и вообще ко всем исходным неверлендцам, в первую очередь к Венди. А то пока что складывается впечатление, что клетку, в которой она просидела сто с лишним лет, придумали больше для shock value, ну и чтобы новых агентов в нашем мире себе обеспечить, раз уж Эйон по какой-то причине превратился в persona non grata (ну, как мы думаем). А где вся история её длительных и непростых отношений с Питером? Хотя, как вы говорили, действительно кажется, что с нашей дарк-версией Питера их отношения могут не влезть в рамки семейного формата, но всё равно, такое золотое дно пофиксено оказалось среди прочих, так обидно.
куда больше параллелей я нашла между мистером Дарлингом и Питером Пэном
А вот это да! Я об этом задумалась впервые как раз тогда, когда узнала об этой традиции брать одного актёра на роль мистера Дарлинга и Крюка, и просто вся измучилась-искрючилась, думая о папе Питере.
А что касается разговора Питера и Румпеля в Скале Черепа, то вот не верю я, что это было чем-то большим, чем очередным раундом майндфакерства и издевательства со стороны того существа, которое Румпель за ~бывшего отца считает. Ведь тот же самый "отец" прямо-таки изголялся над ним, рассуждая о бросившем Румпеля отце. Это какой-то запредельный уровень изврата, очередная причина, почему я так хочу верить, что папа Малкольм если и существует где-то в сознательном состоянии, то где-то вдалеке, откуда только может беспомощно наблюдать, как мучают его сына, и мучаться сам. Там ещё такой переход резкий был между плачущим Питером, наблюдающим, как Тень маленького кричащего сына уносит, и Питером в пещере, на лице которого ни малейшего признака волнения я не читаю перед предстоящим как бы откровенным разговором с сыном. Просто метод у него такой: отделить овцу от стада и загнать её. "I wanna talk. Alone." То же самое.
И мне кажется, тут важно было не то, что он как бы забыл, что у него есть сын, а что он от него официально отрёкся. Что ему внук и правнук, когда он и с сыном разговаривает, только чтобы обхитрить? Он ведь и о Генри упомянул за тем, чтобы на очереднoe insecurity Румпеля надавить, который не может признаться остальным, с кем они на самом деле (по крайней мере, как он считает, не могу не отмечать снова и снова!) имеют дело.
Может, и там тоже (думая как раз о Неверленде) попытались прильнуть к истокам?
Для меня в Крюке самым ужасным было то, что настоящий надлом в нём начинал проявляться только в самые лично для меня неубедительные моменты - когда он начинал об утраченной трулав с Милой вещать. А теперь, когда он окончательно утратил связь с корнями, надел белый плащ и, похоже, снимать не собирается - всё совсем грустно. Зато возможно наиболее обнадёживающая в плане раскрытия внутреннего конфликта часть продолжает оставаться вопиюще, просто вопиюще нераскрытой - это я о прошлом в целом, когда он, по идее, должен был столкнуться с реальностями беззаконной жизни и понять, что тут нельзя рук не замарать, и в частности, разумеется, о том времени, когда он выполнял грязную работу для Питера.
Я вот только теперь, после книжки, стала понимать, почему для кучи народа, в том числе писателей и сценаристов, Крюк куда интереснее Питера как персонаж, и его любят исследовать и шипперить с Венди. Как бы пародийно ни были поданы в книге его печаль и утонченность, все же он - интересная взрослая личность с каким-никаким внутренним миром, а нам подсунули простого ирландского паренька и уверяют, что так и надо.
Я вот как только это место в книге прочла (если, конечно, переводчик-пересказчик тут не добавил отсебятины):
Тут Крюк решил пойти на хитрость.
— Если ты Крюк, — сказал он чуть ли не смиренно, — ответь мне, кто же тогда я?
— Треска, — ответил голос. — Всего лишь треска!
— Треска? — повторил Крюк без выражения, и в этот миг (но не раньше!) его гордый дух надломился.
...Эти псы уже готовились броситься на своего хозяина, но он на них даже не взглянул — было какое-то величие в его трагической фигуре. Этим страшным словам он и не думал противопоставить их веру в себя, главное для него была собственная вера в себя. Он чувствовал, что она пошатнулась.
сразу вспомнила знаковый момент, где "наш" Крюк тащится от того, какой он офицер и джентльмен, а Пэн ласково напоминает ему, что Киллиан прежде всего однорукий пират-алкоголик. Блин, вот даже в детской книжке у Крюка как-то больше рефлексии, чем в не таком уж детском сериале, где он как раз твердо знает, что все люди как люди, а он - богиня.
А вот это да! Я об этом задумалась впервые как раз тогда, когда узнала об этой традиции брать одного актёра на роль мистера Дарлинга и Крюка, и просто вся измучилась-искрючилась, думая о папе Питере.
Да, я раньше считала, что, дескать, в Неверленде Крюк олицетворяет отца: злобный взрослый, который портит детям всю малину, не давая вволю играть, а после книжки, наоборот, сложилось впечатление, что "улет" в Неверленд - бегство из огня да в полымя, все к той же модели отношений, что была у Дарлингов в семье. И что, может быть, такие, как мистер Дарлинг, вырастают из таких, как Питер. Только мистер Дарлинг вовсю играет в делового человека, тогда как Малькольм эту роль не потянул, да и не пытался.
А что касается разговора Питера и Румпеля в Скале Черепа, то вот не верю я, что это было чем-то большим, чем очередным раундом майндфакерства и издевательства со стороны того существа, которое Румпель за ~бывшего отца считает. Ведь тот же самый "отец" прямо-таки изголялся над ним, рассуждая о бросившем Румпеля отце.
Ну вот я и понять не могу, почему Питер сменил тон, и от отстраненности, которая явно причиняла Румпелю не меньше боли, перешел к "родственному разговору", который наконец дал Румпелю возможность разозлиться и высказать "папе" все, что накопилось на душе по поводу его уговоров и сравнений. Или именно это и было нужно ПП - вывести Румпеля из душевного равновесия, чтобы он не смог быстро среагировать на коробочку? (Мне так жаль Румпеля, когда он дернулся было, с растерянным лицом, к ПП - да поздно уже...)
И мне кажется, тут важно было не то, что он как бы забыл, что у него есть сын, а что он от него официально отрёкся. Что ему внук и правнук, когда он и с сыном разговаривает, только чтобы обхитрить?
Меня все же удивляет мстительное желание Питера (или Тени?) постоянно унижать Румпеля, бить по больному. Казалось бы, отречение подразумевает равнодушие, а ПП, наоборот, испытывает к сыну страстный извращенный интерес, который заключается в том, чтобы клюнуть его или испортить тому жизнь как можно сильнее.
Извините, что вмешиваюсь, просто это действительно очень интересный вопрос...
И вопрос этот даже не в том, на кого больше похож мистер Дарлинг - а как все воспринимается самой Вэнди. Ведь, по сути, хотя книга и называется "Питер Пэн", и хотя там приключения вертятся вокруг его команды, но в глубинном смысле это и история о девочке, замершей у границы того, чтобы стать девушкой. Вспомните, ведь в самом начале книги поднимается вопрос о том, что Вэнди уже "слишком взрослая для детской", которую она делила с братьями. И Вэнди не хочется уходить не только потому, что ей так нравится в их веселой компании, но и потому, что ее немного пугает мир взрослых. Это тонкая грань викторианской эпохи: к детям относились весьма строго, но все-таки были вещи, которые позволены только им, которые для взрослых становились недосягаемыми.
Капитан Крюк в Нэверленде олицетворяет ту самую частичку "взрослого мира". И он - враг вечной юности, за которую отчаянно цеплялась Вэнди. (И ведь даже тоска его - тоска взрослого человека. По чему-то такому, что Питер и его команда не то что не захотят - просто в силу своего возраста ни психологически, ни физиологически понять не смогут) Капитан Крюк принимает облик ее отца, ибо, как и мистер Дарлинг, пытается проявить свою власть над ней, ввести в мир взрослых, вырвать из мира детства и фантазий.
Вэнди сопротивляется Крюку так, как в реальной жизни, скорее всего, не посмела бы сопротивляться отцу - но все-таки и в нашем мире получает свой кусочек радости: родители решают, что ей еще можно оставаться в детской )
Да, возможно, в пьесе что-то подправили...
А насчет " на корабле дает ему отпор, очень даже взросло напутствуя мальчишек" - играть во взрослого и быть взрослым это очень большая разница. Какой девочке не хочется иногда изображать маму или строгую учительницу? А вот вырасти по-настоящему - это совершенно другое дело.
Опять же: Вэнди сбегает в Нэверленд как в мир детства, но и там есть проблемы. И т.к. она опытнее всех этих потерянных мальчишек, то ей приходится брать на себя взрослую роль, от которой она пыталась уклониться - но это не значит, что ей она стала нравится )
Вот честно говоря, я так и не поняла, как она находила радость в том, чтобы без продыху штопать штаны и носки куче мальчишек, рассказывать им сказки на ночь, подтыкать одеяла и все такое прочее, так что не очень-то у нее самой оставалось времени на приключения. Это уже не просто игра в маму, а какая-то эксплуатация ее детского труда! Может, конечно, в образе Венди сказывается некий эдвардианский идеал девочки-девушки-женщины...
Ну, с одной стороны, у нее и так два младших брата... И - да, опять же, а больше ведь некому. А Вэнди - девочка ответственная )
Ну да, это выхолащивание образа удручает. Особенно на фоне прошлого, где и мощные негативные порывы были, и та самая рефлексия печального и очень немолодого человека. Вот это, кстати, само по себе ужасно огорчает. У нас несколько ключевых персонажей прожили века, и на них это почти никакого следа не оставило. Как это так? Но в первую очередь, конечно, на Крюке. Даже не просто не оставило, а пооставляло-пооставляло, да вдруг исчезло бесследно. Теперь у него одна только good form осталась.
Между прочим, для меня всё ещё загадка, что это был за обмен между Питером и Крюком, когда Питер сказал, что ожидал большего, а Крюк сказал, что он это и получит. Ведь не может же быть, что подлюка Питер просто требовал с всего такого из себя правильного Крюка (да-да, того самого, что для него грязную работу выполнял) той самой good form?
Тут вообще такой тёмный лес, где мы снова упираемся в обрубленную историю, что не знаешь, куда повернуться. Вроде как Роуз МакИвер говорила, что мы ещё увидим что-то из совместного прошлого Крюка и Тинк, но что там будет, снова "m'lady"? И это не говоря о том, что нам на всё про всё две серии осталось, а в следующей серии нам снова Чармингов пихать начнут. Снова!
Ну вот я и понять не могу, почему Питер сменил тон, и от отстраненности, которая явно причиняла Румпелю не меньше боли, перешел к "родственному разговору", который наконец дал Румпелю возможность разозлиться и высказать "папе" все, что накопилось на душе по поводу его уговоров и сравнений. Или именно это и было нужно ПП - вывести Румпеля из душевного равновесия, чтобы он не смог быстро среагировать на коробочку? (Мне так жаль Румпеля, когда он дернулся было, с растерянным лицом, к ПП - да поздно уже...)
Меня все же удивляет мстительное желание Питера (или Тени?) постоянно унижать Румпеля, бить по больному. Казалось бы, отречение подразумевает равнодушие, а ПП, наоборот, испытывает к сыну страстный извращенный интерес, который заключается в том, чтобы клюнуть его или испортить тому жизнь как можно сильнее.
Меня тоже всё это удивляет, и только сильнее после сегодняшней серии, где Питеру вообще уже не до веселья было. Что всё это значит? Если ему не всё равно, как он может не испытывать сожалений? Если не испытывает, то зачем сына буквально преследует? И да, всё время норовит соли на раны посыпать. Странное какое-то равнодушие.