В очередной раз чувствую себя индейцем Зоркий Глаз, который, как известно, только на четвертый день заметил: еще в 1998 году, впервые посмотрев "Английского пациента", я больше всех героев прониклась именно Кипом, и только сейчас, пересмотрев фильм (двадцать лет спустя, получается, ужысссс), наконец узнала, что играл-то его Навин Эндрюс, которого я совершенно отдельно любила Саидом, и даже в голову не приходило, что это один актер.
А еще на сей раз я не могла взгляд отвести от актера, который играл Мэддокса. Да и вообще, красивый фильм с красивыми без слащавости и талантливыми актерами и актрисами, безупречной работой режиссера и оператора, где взгляд радуется буквально каждой сцене. Эстетический оргазм, и три часа пролетают вообще незаметно, а иногда и хочется поставить фильм на паузу, чтобы полюбоваться красивым кадром, или отмотать сцену назад, чтобы ее пересмотреть.
(Правда, тяжело было отделаться от параллелей между гримом Файнса здесь и в "Гарри Поттере": упорно в обожженном пациенте мерещился Волдеморт. И странно было, что Колин Ферт в ту пору был настолько пухленьким - его же все девочки обожали в роли мистера Дарси, а он, оказывается, такой толстячок! )
Гилти плэжэВ итоге я пересмотрела "Английского пациента"-фильм, перечитала "Английского пациента"-роман и ознакомилась с полным сценарием фильма, который к книге куда ближе... и это был один из тех редких случаев, когда я возрадовалась, что фильм настолько далеко отошел от книги - по малодушной причине, что в фильме дан хотя бы проблеск надежды на счастливый финал для Ханы и Кипа. Я их линию и в книге люблю больше, и в фильме, как ни смешно, она для меня является основной, при всем животном магнетизме Файнса и его химии с Кристин Скотт Томас. Жюльетт Бинош очаровательна, а Эндрюс... хммм, его очень приятно долго и вдумчиво разглядывать в кадре и облизываться. Зажали с ним любовных сцен, ох, зажали.
Вот все-таки странное дело: иногда хочется сурового реалЫзму, чтоб, значит, кровь, боль и слезы, а иногда - совсем наоборот, охота увидеть сказку с добром и надеждой, и ради этого даже поступиться тем, насколько это правдоподобно, соответствует или противоречит замыслу автора книги и все такое прочее, потому как - ну сколько можно жрать полной ложкой этот реализм с болью и тленом? Тем более, боли и тлена в фильме тоже хоть отбавляй, и хочется верить, что счастье - это не только когда герои добрели до одинокого конца путем бесконечных потерь и расставаний и отмучились наконец? (Хммм, и почему мне тут опять упорно вспоминается Ванс...) А в фильме меня именно контраст и завораживает: дышащая пустыней, губительная страсть Алмаши и Кэтрин - и весенняя, расцветающая, в чем-то очень невинная любовь Ханы и Кипа; путь к смерти - путь к жизни. Маленький росточек надежды - но этого довольно, катарсис даже острее ощущается, чем после бесконечных обломов. При этом книгу, где все кончается довольно грустно, и подняты темы, которые вырезаны из фильма, я тоже по-своему люблю, но все равно приятно, когда есть альтернативная версия.