Всю серию, кажется, можно охарактеризовать словами старого анекдота: "Драку заказывали? Нет? Плевать, уплочено!" Ничто не предвещало пресловутой Последней Битвы и вот_это_поворота, от которого все сказочные миры внезапно зависят от веры Эммы в них (мы ведь не будем задаваться вопросом, как это Зачарованный лес существовал за сотни лет до рождения Эммы?); никому нахрен не сдалась очередная АУшка с очередным проклятьем, в котором Фиона решает воссоединиться почему-то не со своим обожаемым сыном (или хотя бы внуком), а с Генри; сама эта Фиона ну никак не тянет на запоминающегося уберзлодея, к схватке с которым мы шли все эти шесть лет, - но плевать, уплочено, нужен Иипический Финал, а по сути - просто растянутое на полтора часа попурри из предыдущих сезонов Ванса, "Бесконечной истории", "Терминатора" и убогих фичков.
Что остается от Сказки потом, после того, как ее рассказали?Больше всего раздражали бессмысленные побегушки и появления героев по принципу "шоп было". Зачем нужно столько времени тратить на поиски очередного распоследнего боба в замке великанов (которых больше нет; которые снова есть; которых все-таки нет, а вместо них есть дракон)? Зачем пережевывать канву первого сезона, только с деревянным подростком Генри и Фионой вместо Регины? Зачем вводить камео Аладдина и Жасмин, да и Злой Королевы № 2, без которых ничего не изменилось бы, ну, может, кроме пары вымученных шуток (Злая Королева, которая вместе с Робином Гудом грабит корованы в пользу бедных - ну, большей частью - ха, ха, ха)? Зачем перемежать действие в настоящем со вставками из будущего, с Генри параллельным/сказочным/вымышленным, его дочкой и книжкой, если с основным действием это никак не связано и зрителю ни о чем не говорит? Зачем устраивать якобы сговор Фионы с Румпелем и якобы возвращение сердца Гаденьки, если маманька ожидаемо сыночка наипала (а он это знал, но все равно согласился! ), сердце Гаденьке, конечно, так и не вернули, и дело кончилось проходным матереубийством?
И во всем этом драмы - ноль. Все мимоходом, все практически без разговоров, разве только Генри и Эммы додали, да чуток сновинга и своквина. Румбелля - ноль, даже капитансвона - ноль!
Ни разговоров, ни осознаний, ни прозрений, ни примирений - все как-то... ну, было плохо и вдруг стало хорошо. Минимум командной работы не из разряда "побежали туда, побежали сюда, постояли столбом здесь". Картинка на экране движется постоянно, а вспомнить-то и нечего, потому как ни одна потенциально кульминационных сцен - убийство Фионы Румпелем; выбор Румпелем любви над властью; самопожертвование Эммы - таковой не оказалась и даже не пыталась показаться.
Да блин, у нас тут Эмма типа померла, и хоть бы минуточку потратили на то, чтобы показать, что все всерьез - неееет, целуй скорее мамку в лоб, Генри, это теперь из мертвых возвращает! (А если учесть, что перед этим еще и Снежка точно так же воскресила Чарминга, то даже эффект неожиданности у очередного попрания законов вселенной исчез.)
За Гаденьку, надо сказать, было в самом деле обидно. Не дали ему побыть ни полнокровным злодеем, пусть и по типу Кайло Рена, ни хорошим добрым парнишкой (и, надо сказать, в этой ипостаси Гидеон был весьма мил), а просто в энный раз выдернули сердце и погнали махаться на мечах с Эммой. Спасибо, конечно, что хоть не убили, но внезапное, ничем не объясненное превращение в младенца, как по мне, - то же убийство. И создало впечатление, что креаторы опять в "Хейвен" подглядели, где Нейтану и Одри точно так же без объяснений выдали обращенного в младенца Джеймса, - конечно, это ведь мимимишней, чем пытаться играть теми картами, которые есть. (Да и необходимость спасительницы жертвовать собой тоже в "Хейвене" была... ).
Не могу сказать, что на картинах "счастливого окончала" в Сторибруке совсем не защемило сердце - все же шесть лет с этими персонажами провела, за такой срок, наверное, и к шизанутым соседям по коммуналке привяжешься, но не было чувства... вот как бы это сказать - светлой печали пополам с удовлетворенностью, что вот столько лет персонажи строили, строили и наконец построили свой ХЭ. Слишком много оборванных линий, недоговоренностей, противоречий, - и то, что их все замели под ковер во имя счастья всем (и чтобы никто не ушел обиженным!), вовсе не сделало финал правильным и красивым. Реально, это не "Бесконечная история" и даже не "Десятое королевство".
Да еще этот семеро одного ребут, который в данном случае нужен, как собаке пятая нога. Новый актер, конечно, вполне няшный, куда живее деревяшки Джареда, но при этом без бороды куда больше похож на него, а не на Крюка, но... Блин, хотели бы сделать новый сказочный сериал - сделали бы новый сказочный сериал, а не продолжали сагу "Дети Эммы Свон", "Внуки Эммы Свон" в лучших традициях постперестроечного книжного рынка! Так что странно все это ощущается - вроде как конец, а вроде бы и не конец, и до настоящего "Добби свободен" по-прежнему еще далеко.